English на 5! Воскресенье, 06.07.2025, 23:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
Фонетика [14]
Правила чтения гласных. Произношение звуков и слов. Интонация в предложениях.
Грамматика [0]
Лексика [0]
Изучение новых слов
Аудирование [0]
Прослушивание текстов
Pdf файлы [0]
Презентации [0]
Программы [0]
Тесты [0]
ЕГЭ [0]

Lesson 14

Фонетика.


I. Проверка домашнего задания.

1. Попросите учащегося ответить на вопросы:

1. Как произносится буква "Zz”? (как звук [z])
2. Как произносится буква "Ww”? (как звук [w])

2. Проверьте письменные задания.

В упражнении 2 учащемуся нужно было прослушать аудиозапись с упражнениями 1 и 2, которые были выполнены устно на уроке 13, и отчитать слова.
Попросите учащегося ещё раз прочитать транскрипции слов в этом упражнении.

В упражнении 4 учащемуся нужно было определить, к какому типу слога относится каждое слово из списка: к первому или ко второму, выписать его на соответствующую строчку и написать транскрипцию.
Попросите учащегося прочитать выписанные им слова на строчках. Проверьте, правильно ли он их протранскрибировал.
Ответы:
1 – zone – [zOun], faze – [feiz], Zion – ['zaiqn], woe – [wOu], fuze – [fjHz], wage – [weiG].
2 – fuzz – [fAz], wench – [wenC], twinge – [twinG], jazz – [Gxz], dazzle – [dxzl], zed – [zed].

Упражнение 4 из домашнего задания к этому занятию.

В упражнении 6 учащемуся нужно было написать транскрипцию десяти слов с определённым артиклем.
Попросите учащегося прочитать слова вместе с артиклями. Проверьте, правильно ли он написал их транскрипцию.
Ответы: 1) the buz – [Dq 'bAz], 2) the jinn – [Dq 'Gin], 3) the doze – [Dq 'dOuz], 4) the twirl – [Dq 'twE:l], 5) the age – [Di 'eiG], 6) the zebra – [Dq 'zebrq], 7) the josh – [Dq 'GOS], 8) the wife – [Dq 'waif], 9) the swimmer – [Dq 'swimq], 10) the glazer – [Dq 'gleizq].

Упражнение 6 из домашнего задания к этому занятию.

В упражнении 8 учащемуся в каждой тройке слов нужно было выбрать одно лишнее, подчеркнуть его и написать транскрипцию.
Попросите учащегося прочитать каждые три слова, затем сказать, какое из них не подходит, и объяснить, почему.
Ответы:
1) braze – [breiz] (это слово относится к первому типу слога, два других – ко второму),
2) vac – [vxk] или wig – [wig] (Возможны 2 варианта. Для слова ‘vac’ объяснение будет следующим: слова ‘wag’ и ‘wig’ отличаются друг от друга только гласной, слово ‘vac’ отличается от них двумя согласными, поэтому оно не подходит. Если учащийся выбрал слово ‘wig’, то он объяснит свой выбор примерно так: все три слова относятся ко второму типу слога, в слове ‘wig’ используется гласная ‘Ii’, а в двух других словах – гласная ‘Aa’, поэтому слова ‘wig’ – лишнее.),
3) swore – [swL] (это слово относится к четвёртому типу слога, а два других – ко второму),
4) coze – [kOuz] (это слово относится к первому типу слога, два других – ко второму),
5) wick – [wik] (это слово относится ко второму типу слога, два других – к первому),
6) jell – [Gel] (это слово относится ко второму типу слога, а два других – к первому. Кроме того, в слове ‘jell’ используется гласная ‘Ee’, а в двух других словах – гласная ‘Aa’.),
7) grocer – ['grOusq] (это слово относится к первому типу слога, а два других – ко второму),
8) Liza – ['laizq] (во всех трёх словах есть буква ‘Ii’ в первом типе слога, однако в слове ‘Liza’ буква ‘Zz’ произносится как звук [z], а в двух других словах используется буква ‘Cc’, которая произносится как [s], поэтому слово ‘Liza’ не подходит),
9) wish – [wiS] или gist – [Gist] (Здесь тоже возможны два варианта. Выбор слова ‘wish’ учащийся объяснит следующим образом: в этом слове буква ‘s’ используется в сочетании с ‘h’ и произносится как звук [S], а в двух других словах буква ‘Ss’ произносится как [s], поэтому слово ‘wish’ не подходит. Если учащийся предпочёл слово ‘gist’, то он может объяснить это так: в словах ‘swim’ и ‘wish’ встречается буква ‘Ww’, а в слове ‘gist’ её нет, поэтому это слово – лишнее.),
10) grudge – [grAG] (все слова относятся ко второму типу слога, но в слове ‘grudge’ используется буква ‘Uu’, а в двух других словах – буква ‘Ii’, поэтому это слово и не подходит).

Упражнение 8 из домашнего задания к этому уроку.

В упражнении 10 учащемуся нужно было заполнить пропуски в словах и их транскрипциях.
Проверьте, не допустил ли учащийся ошибок в словах и транскрипциях. Попросите его прочитать слова.
Ответы:
1) zonal – ['zOunql], width – [widT], guzzler – ['gAzlq], ginger – ['GinGq];
2) zither – ['ziDq], wager – ['weiGq], blazer – ['bleizq], judder – ['GAdq];
3) zilch – [zilC], Muzak – ['mjHzqk], switch – [swiC], western – ['westqn].

Упражнение 10 из домашнего задания к этому уроку.

В упражнении 12 учащемуся сначала нужно было составить слова из букв, затем записать их на строчке справа и протранскрибировать.
Проверьте, правильно ли он написал слова и транскрипции. Попросите учащегося прочитать получившиеся у него слова.
Ответы:
1) dozer – ['dOuzq], gyp – [Gip], waver – ['weivq], sire – [saiq], fizz – [fiz], pare – [pFq], with – [wiD], gibe – [Gaib];
2) witch – [wiC], borer – ['bLrq], zipper – ['zipq], nether – ['neDq], wicker – ['wikq], garner – ['gRnq], sizer – ['saizq], chirr – [CE:].

Упражнение 12 из домашнего задания к этому уроку.

В упражнении 14 учащемуся сначала нужно было выписать слова в алфавитном порядке, а затем - написать их транскрипции.
Попросите учащегося прочитать выписанные им слова. Проверьте, записал ли он их в правильном порядке и не допустил ли ошибок при транскрибировании.
Ответы: blizzard – ['blizqd], chard – [CRd], Clara – ['klFqrq], croze – [krOuz], drizzle – [drizl], friz – [friz], gazer – ['geizq], genus – ['GJnqs], Jackson – ['Gxksqn], jock – [GOk], judge – [GAG], lurcher – ['lE:Cq], store – [stL], swinge – [swinG], swirl – [swE:l], sworn – [swLn], twicer – ['twaisq], twitch – [twiC], ware – [wFq], Welshman – ['welSmqn], wince – [wins], wye – [wai], Zetland – ['zetlqnd], zircon – ['zE:kqn].

Упражнение 14 из домашнего задания к этому уроку.

 

II. Перерыв 1. "Say 'Hello!'"

1) Повторите вместе с учащимся основную часть стихотворения.

Say hello!
Say hello!
Say hello!
Say hello!

Shake your head!
Shake your head!
Shake your head!
Shake your head!

Clap your hands!
Clap your hands!
Clap your hands!
Clap your hands!

Stamp your feet!
Stamp your feet!
Stamp your feet!
Stamp your feet!

2) Повторите все части тела, которые уже известны учащемуся на английском языке:  'head', 'eyes', 'lips', 'cheeks', 'nose', 'shoulders', 'knees', 'toes', 'feet'. Используйте с ними глагол 'to touch'.

Проделайте это в форме игры: Вы последовательно дотрагиваетесь до двух частей тела, учащийся произносит соответствующие фразы на английском языке. Затем он показывает две другие части тела, а Вы говорите на английском.

Вы: дотрагиваетесь до головы, затем до носа.
Учащийся: Touch your head! Touch your nose!

Повторите таким образом все части тела по несколько раз, создавая разные комбинации с ними. Здесь также можно использовать словосочетания из основной части стихотворения: 'Shake your head!', 'Clap your hands!' и 'Stamp your feet!'.

 

III. Буква 'Ss' ([s], [z]).

На этом занятии изучается полное правило, когда буква 'Ss' произносится как звук [s], а когда - как звук [z]. Правило вводится с помощью нескольких, специально подобранных слов в упражнении 1, которые учащемуся нужно будет самостоятельно проанализировать, а затем ответить на Ваши вопросы.

1) Упражнение 1.

В левом столбце в таблице находятся слова с транскрипциями, в которых буква 'Ss' читается как звук [z], а в правом столбце - слова, в которых эта буква произносится как звук [s].
Попросите учащегося прочитать транскрипции слов построчно.

1) rase – [reiz], Rosa – ['rOuzq],          rest – [rest], risk – [risk].
2) hares[hFqz], tigers['taigqz],     bat
s[bxts], cocks[kOks].
3) dogs[dOgz], bird
s[bE:dz],       cats[kxts].

Затем попросите учащегося проанализировать первую строчку со словами и сравнить слова 'rase' и 'risk'. Учащийся должен найти объяснение тому, почему в слове 'rase' буква 'Ss' произносится как звук [z], а в слове 'risk' - как звук [s]. В принципе, учащийся быстро поймёт, что разница в произношении связана с тем, какая буква следует после буквы 'Ss': если это гласная, то буква 'Ss' произносится как [z], если согласная, то буква 'Ss' произносится как [s].

После такого ответа попросите учащегося назвать в точной последовательности буквы в словах 'rase' и 'Rosa'. Он ответит Вам, что в слове 'rase' после согласной 'r' следует гласная 'a', затем согласная 's' и гласная 'e'. Для слова 'Rosa' последовательность будет следующей: после согласной 'r' идёт гласная 'o', потом согласная 's' и гласная 'a'.
Теперь уточните у учащегося ещё раз, между какими буквами стоит согласная 's' в словах 'rase' и 'Rosa'. Учащийся должен ответить, что она стоит между двумя гласными.

После такого рассмотрения слов-примеров учащийся в состоянии самостоятельно сформулировать правило. Попросите его ещё раз взглянуть на первую строчку со словами и ответить на Ваши вопросы:

1. Когда буква 'Ss' произносится как звук [z]? (если она стоит между гласными)
2. Когда буква 'Ss' произносится как звук [s]? (если она стоит перед согласной)

Теперь обратите внимание учащегося на вторую строчку со словами-примерами:

2) hares[hFqz], tigers['taigqz],     bats[bxts], cocks[kOks].

Попросите его сравнить слова 'hares' и 'bats', чтобы объяснить, почему в слове 'hares' буква 'Ss' читается как звук [z], а в слове 'bats' она произносится как звук [s]. Здесь учащийся должен догадаться, что единственным объяснением этому может быть только то, какая буква стоит перед буквой 'Ss': если гласная, то будет звук [z], если согласная, то - звук [s]. Теперь Вам следует уточнить, что речь в данном случае идёт не столько о буквах, сколько о звуках: именно по тому, какой звук произносится - гласный или согласный, определяется, как звучит буква 'Ss'. И, действительно, если перед ней в слове произносится гласная, то и буква 'Ss' произносится как звонкий [z]. Здесь Вам нужно будет обратить внимание учащегося на то, что нейтральный звук [∂] является гласным.

Наконец, перейдите к третьей строчке с примерами и попросите учащегося самостоятельно вывести правило.

3) dogs[dOgz], birds[bE:dz],      cats[kxts].

В всех этих словах буква 'Ss' стоит после согласной. Соответственно, разница между её произношением может заключаться лишь в том, какой именно согласный звук стоит перед буквой 'Ss': глухой или звонкий. Если звонкий, то буква 'Ss' также произносится как звонкий [z]. Если глухой, то она произносится как глухой [s].

2) Правило.

По сути, если учащийся успешно разобрался со словами в упражнении 1, основное правило ему уже известно. Тем не менее, попросите его вслух прочитать правило и примеры в распечатке. Единственный случай, который не был разобран, это когда буква 'Ss' стоит в самом начале слова. Когда учащийся прочтёт этот пункт правила, обратите его внимание на это.

3) Упражнение 2.

В упражнении 2 учащемуся нужно прочитать слова, в каждом из которых есть буква 'Ss'. Слова распределены на две группы в соответствии с тем, как произносится буква 'Ss'. Кроме того, для каждого пункта правила представлено несколько слов-примеров (они отделяются от слов к следующему пункту правила точкой с запятой):

[z] close, fuse, rise, prase; sofas, toes, rulers, rubbers, cars, stars; hands, legs, drums.
[s] sage, satchal, score, scringe, frost, sister, gas, bless; lamps, kites, pipes, carrots, ships, forks, plates, cups, shirts.

Попросите учащегося прочитать каждое слово и объяснить, почему в нём буква 'Ss' произносится как звук [z] или, соответственно, [s].
Образец: "Слово 'close' читается как [klOuz]. Буква 'Ss' произносится как звук [z], потому что буква 'Ss' стоит между двумя гласными."

Просмотреть полную копию правила и упражнений 1 и 2 из распечатки для учащегося Вы можете на этой странице.

 

IV. Буквосочетание 'qu'.

1) Правило.

Покажите учащемуся транскрипцию буквосочетания 'qu', произнесите её и попросите его повторить. Затем попросите учащегося вслух прочитать транскрипции слов-примеров.

2) Упражнение 3.

В этом упражнении есть несколько слов, в каждом из которых встречается буквосочетание 'qu'. Попросите учащегося прочитать все слова.

Ознакомится с правилом и упражнением 3 можно здесь.

 

Вернуться на главную страницу Урока 14.

Поиск

Тэги
that (1)
This (1)

Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Избранное

Счётчик

Copyright YuMK Corp. © 2010 - 2025