Фонетика.
I. Проверка домашнего задания. |
II. Перерыв. "Say 'Hello!'". |
III. Четвёртый тип слога. |
IV. Буквы 'Ee', 'Ii', 'Yy' и 'Uu' в четвёртом типе слога. |
I. Проверка домашнего задания.
1. Попросите учащегося ответить на вопросы:
1. Как произносится буквосочетание "sh”? (как звук [∫])
2. Как произносится буква "Uu” во втором типе слога? (как звук [٨])
2. Проверьте письменное домашнее задание.
В упражнении 2 на воскресенье учащемуся нужно было прослушать аудиозапись и отчитать слова из упражнений 1 и 2, выполненных на уроке 9.
Попросите его прочитать слова из упражнения 1.
В упражнении 3 учащемуся нужно было написать транскрипцию слов. Попросите его прочитать транскрипции.
Ответы: shuck - [∫٨k], tush - [t٨∫], gush - [g٨∫], crush - [kr٨∫], shun - [∫٨n], lush - [l٨∫], hush - [h٨∫], buck - [b٨k], rush - [r٨∫], shunt - [∫٨nt], Cush - [k٨∫].
В упражнении 1 на понедельник учащемуся нужно было выписать слова в алфавитном порядке и написать их транскрипцию. Все слова относились ко второму типу слога и в них присутствовала буква 'Uu'. Кроме того, в словах встречались буквосочетания 'sh' и 'ck'.
Попросите учащегося прочитать слова в алфавитном порядке. Проверьте, что он все слова расположил правильно и не допустил ошибок в их транскрипции.
Ответы: buckler - ['b٨kl∂], cushat - ['k٨∫∂t], duffer - ['d٨f∂], flush - [fl٨∫], gunner - ['g٨n∂], huckster - ['h٨kst∂], Lubbock - ['l٨b∂k], shudder - ['∫٨d∂], shush - [∫٨∫].
В упражнении 1 на вторник были даны десять слов с определённым артиклем. Учащемуся нужно было написать транскрипции слов и артиклей. В этом упражнении также отрабатывались правила использования буквы 'Uu' во втором типе слога и буквосочетания 'sh'.
Попросите учащегося прочитать слова вместе с артиклями. Проверьте, что все транскрипции были записаны им правильно.
Ответы: 1) the shuffler - [ð∂ '∫٨fl∂], 2) the usher - [ði '٨∫∂], 3) the brush - [ð∂ 'br٨∫], 4) the ulster - [ði '٨lst∂], 5) the custom - [ð∂ 'k٨st∂m], 6) the ulcer - [ði '٨ls∂], 7) the umbel - [ði '٨mb∂l], 8) the shutter - [ð∂ '∫٨t∂], 9) the upland - [ði '٨pl∂nd], 10) the gusher - [ð∂ 'g٨∫∂].
В упражнении 1 на среду учащемуся нужно было распределить слова на двух строчках с первым и вторым типами слога и написать их транскрипцию. В основном, отрабатывалось использование буквы 'Uu' в обоих типах слога, однако во время выполнения задания учащемуся пришлось вспомнить, как произносится буква 'Yy' перед гласными.
Попросите учащегося прочитать слова на обеих строчках. Проверьте, правильно ли он их выписал и протранскрибировал.
Ответы:
1) ruga - ['ru:g∂], yuke - [ju:k], futon - ['fju:t∂n], Clyde - [klaid], yule - [ju:l].
2) yuft - [j٨ft], crusher - ['kr٨∫∂], yucca - ['j٨k∂], lusher - ['l٨∫∂], stubborn - ['st٨b∂n].
В упражнении 1 на четверг учащемуся нужно было в каждой тройке слов выбрать одно неподходящее, подчеркнуть его и протранскрибировать.
Попросите учащегося прочитать все три слова, затем сказать, какое слово, по его мнению, не подходит, и объяснить, почему.
Обратите внимание, что в некоторых случаях возможны два варианта правильных ответов. Они будут описаны ниже. Для этих слов, после того как учащийся аргументирует свой выбор, спросите его, можно ли было выбрать другое слово и каким, в таком случае, было бы его объяснение.
Ответы:
1) under-cuffer-human: ['hju:m∂n] (потому что относится к открытому типу слога, а два других – к закрытому)
2) ruler-lubber-Lucas: ['l٨b∂] (потому что, напротив, относится ко второму типу слога, а два других – к первому)
3) yum-fly-stylus: [j٨m] (в слове ‘jum’ буква ‘Yy’ произносится как [j], потому что стоит перед гласной. В двух других словах гласная ‘Yy’ произносится как в первом типе слога, то есть, как [ai].)
4) udder-ulna-under: ['٨ln∂] (во всех трёх словах ударный слог относится ко второму типу и в нём есть буква ‘Uu’, однако слова ‘udder’ и ‘under’ отличаются друг от друга всего одной буквой, поэтому неподходящим здесь будет слово ‘ulna’)
5) shrug-Cush-hush: [∫r٨g] (все слова относятся ко второму типу слога с гласной ‘Uu’, во всех словах есть буквосочетание ‘sh’, однако в слове ‘shrug’ это буквосочетание идёт в начале слова, а в двух других – в конце, поэтому слово ‘shrug’ не подходит)
6) shunter-shifter-shirker: ['∫з:k∂] (Более предпочтительный вариант. Слово ‘shirker’ относится к третьему типу слога, а два других слова – ко второму, поэтому слово ‘shirker’ – лишнее. Менее предпочтительный вариант: не подходит слово ‘shunter’, поскольку в нём в ударном слоге используется буква ‘Uu’, а в двух других словах – буква ‘Ii’.)
7) yup-yonks-yun: [jסnks] (все три слова относятся ко второму типу слога, однако в слове ‘yonks’ есть буква ‘Oo’, а в двух других словах – буква ‘Uu’, поэтому слово ‘yonks’ не подходит)
8) dual-dude-drupe: [dru:p] (Более предпочтительный вариант. Все слова относятся к первому типу слога, во всех из них встречается буква ‘Uu’, однако в слове ‘drupe’ она произносится как звук [u:], потому что стоит после согласной ‘r’, а в двух других словах – как [ju:], поэтому слово ‘drupe’ не подходит. Менее предпочтительный вариант: слово ‘dual’ не подходит, потому что в нём два слога, а в двух других словах – по одному.)
9) blusher-bluster-buster: ['bl٨∫∂] (Во всех трёх словах в ударном слоге стоит буква ‘Uu’ и слог относится ко второму типу. Слова ‘bluster’ и ‘buster’ произносятся почти одинаково, за тем исключением, что в слове ‘buster’ отсутствует буква ‘l’. Поэтому слово ‘blusher’ не подходит. Другой вариант: не подходит слово ‘buster’ из-за отсутствия буквы ‘l’ перед ‘u’. В данном случае оба варианта равноценны.)
10) ducal-huckster-yuke: ['h٨kst∂] (слово ‘huckster’ относится ко второму типу слога, а два других слова – к первому.)
В упражнении 1 на пятницу было 15 слов, в каждом из которых буквы были перемешаны. Первая буква в каждом слове была выделена зелёным цветом. Учащемуся сначала нужно было составить слова из букв и записать их, а затем протранскрибировать.
Попросите учащегося прочитать получившиеся у него слова. Проверьте, правильно ли он их написал и протранскрибировал.
Ответы:
1) sharp - [∫a:p], pish - [pi∫], reck - [rek], short - [∫כ:t], shake - [∫eik];
2) rude - [ru:d], sherd - [∫з:d], shone - [∫כun], cash - [kæ∫], shine - [∫ain];
3) seme - [si:m], shuck - [∫٨k], shirt - [∫з:t], curl - [kз:l], sock - [sסk].
В упражнении 1 на субботу учащемуся нужно было написать слова по имеющимся транскрипциям.
Проверьте, что все слова были написаны правильно. Попросите учащегося прочитать их.
Ответы:
1) shard, thumper, pruner, shammer, thrust, she;
2) shop, super, supper, thus, shrove, shudder;
3) shaper, thru, shrike, rubber, shimmer, thud.
В этом упражнении учащемуся встретились большинство изученных гласных во всех трёх типах слога. Обратите особое внимание на те слова, которые относятся ко второму типу слога, но в них в транскрипции между слогами есть только один согласный звук. Первым таким словом, которое попадётся учащемуся в первом столбце, будет слово ['∫æm∂] = 'shammer'.
Если учащийся написал слово правильно (то есть с двумя буквами 'm'), всё-равно попросите его объяснить, зачем он удвоил букву 'm' (без удвоения слово будет относится не ко второму типу, а к первому, соответственно, буква 'Aa' в нём будет читаться как звук [ei]). Далее попросите его произнести, как бы читалось это слово, если бы он написал всего одну 'm' после буквы 'a' (['∫eim∂]).
Если учащийся исходно записал это слово как 'shamer', то спросите его, к какому типу слога оно относится (к первому), а затем попросите сравнить слово с транскрипцией (звук [æ] указывает на то, что буква 'Aa' должна стоять во втором типе слога). Далее узнайте у учащегося, что нужно сделать, чтобы слог стал закрытым (удвоить букву 'm').
Также обратите внимание учащегося на слова 'super' и 'supper' во втором столбце, которые послужат наглядным примером для рассмотренного выше правила.
В упражнении 2 на субботу учащемуся нужно было заполнить таблицу со звуками и написать транскрипцию слов. В основном, это задание относилось к изученным на последних занятиях звукам, показывающих, как произносится буква 'Uu' в первом и во втором типах слога. Кроме того, в качестве повторения, учащемуся нужно было написать звуки и транскрипцию слов с буквами 'Ee', 'Ii', 'Yy' и 'Uu' в третьем типе слога. Это было необходимо в связи с тем, что на этом занятии будет рассмотрено, как произносятся эти буквы в четвёртом типе слога, а после выполнения этого упражнения учащемуся будет проще сравнить, как отличается произношение этих букв в третьем и четвёртом типах слога.
Проверьте, правильно ли учащийся написал звуки и транскрипции слов. Попросите его прочитать все слова из таблицы.
Ответы:
Буква 'Uu' в первом типе слога: [u:]: rule-[ru:l], blue-[blu:]; [ju:]: cube-[kju:b].
Буква 'Uu' во втором типе слога: [٨]: duck-[d٨k].
Третий тип слога: буква 'Ee': [з:]: her-[hз:]; буква 'Ii': [з:]: bird-[bз:d]; буква 'Yy': [з:]: Tyr-[tз:]; буква 'Uu': [з:]: hurt-[hз:t].
После проверки правильности выполнения этого задания, попросите учащегося к следующему занятию заполнить таблицу со звуками, которая была введена на уроке 5 (просмотреть таблицу Вы можете здесь). В этой таблице ему нужно будет заполнить строку с использованием буквы 'Uu' в первом и во втором типе слога, переписав в неё звуки и слова-примеры из упражнения 2.
II. Перерыв. "Say 'Hello!'"
1) Повторите стихотворение с глаголами, которые были введены на уроке 8.
Перед каждым четверостишьем сначала не произносите первую фразу (к примеру, "Shake your head!"), а только покажите соответствующее движение (покачайте головой) и попросите учащегося вспомнить предложение самостоятельно. Если у него возникнут затруднения, перечислите только сами глаголы в другом порядке (например, "Clap, shake or stamp?"), но не называйте нужную часть тела. После такой подсказки учащийся должен уже сам вспомнить нужную фразу. Далее произнесите всё четверостишье вместе с учащимся, после каждого предложения показывая нужное движение.
Say hello!
Say hello!
Say hello!
Say hello!
Shake your head!
Shake your head!
Shake your head!
Shake your head!
Clap your hands!
Clap your hands!
Clap your hands!
Clap your hands!
Stamp your feet!
Stamp your feet!
Stamp your feet!
Stamp your feet!
2) Повторите другие части тела (с использованием глагола 'touch') примерно в таком порядке:
Touch your lips!
Clap your hands!
Touch your shoulders!
Stamp your feet!
Shake your head!
Touch your knees!
Stamp your feet!
Touch your cheeks!
Clap your hands!
Touch your toes!
Touch your eyes!
Touch your nose!
Сначала Вы произносите предложение, учащийся показывает соответствующее движение и повторяет предложение.
III. Четвёртый тип слога.
При объяснении четвёртого типа слога целесообразно использовать двусторонний подход. С одной стороны, для определения, какие слова вообще относятся к четвёртому типу слога, необходимо провести параллель со словами в третьем типе слога. Это обусловлено тем, что из трёх возможных вариантов: 1) гласная + буква 'r', 2) гласная + буква 'r' + согласная и 3) гласная + буква 'r' + гласная, первые два варианта укажут учащемуся на то, что слово относится к третьему типу слога, и лишь третий, последний вариант является именно тем единственным случаем, когда слово относится к четвёртому типу слога. При таком подходе, с учётом того что учащийся уже давно усвоил, какие слова относятся к третьему типу слога, ему не потребуется прилагать усилия для того, чтобы запомнить, какие слова относятся к четвёртому типу слога.
С другой стороны, при изучении того, как произносятся конкретные гласные (а именно: 'Ee', 'Ii', 'Yy' и 'Uu') в четвёртом типе слога, нужно сопоставить их произношение в первом и четвёртом типах слога. Это связано с тем, что эти гласные произносятся почти одинаково, с той лишь разницей, что в четвёртом типе слога к соответствующему звуку добавляется нейтральный [∂]. Если указать учащемуся на эту особенность, он без труда усвоит правила произношения изучаемых на уроке гласных.
1) Правило.
Правило, в котором описывается, какие слова относятся к четвёртому типу слога, в распечатке для учащегося выведено в виде таблицы. Прежде чем показать её учащемуся, попросите его ответить на следующие вопросы:
1) Какие слова относятся к третьему типу слога? (слова, в которых после одной гласной в ударном слоге стоит одна согласная 'r'; слова, в которых после одной гласной стоит одна согласная 'r', а после неё следует один или несколько согласных.)
2) Резюмируйте: "Таким образом, в третьем типе слога после гласной может стоять только буква 'r' или буква 'r' + согласная. Какие ещё буквы могут стоять после 'r'? (гласные)
После этого объясните учащемуся, что если в ударном слоге после одной гласной есть согласная 'r', за которой следует любая гласная, то такой слог относится к четвёртому типу слога.
Покажите учащемуся правило и попросите его прочитать его вслух. Особое внимание учащегося следует обратить на то, когда буква 'r' произносится, а когда - нет. Заодно спросите у учащегося (с целью повторения), как произносится буква 'r' в третьем слоге.
2) Упражнение 1.
В этом упражнении учащемуся нужно просто подчеркнуть слова, которые относятся к четвёртому типу слога.
После того как он выполнит это задание, проверьте, что он выделил все нужные слова, а затем попросите его объяснить, почему он не выделил все оставшиеся слова.
Образец:
"В слове 'brer' после буквы 'r' нет гласной, поэтому оно относится к третьему типу слога, а не к четвёртому."
Просмотреть правило и упражнение 1 можно на этой странице.
IV. Буквы 'Ee', 'Ii', 'Yy' и 'Uu' в четвёртом типе слога.
1) Правило.
Прежде чем показать учащемуся правило, попросите его сказать, как произносятся изучаемые гласные в первом типе слога. Затем попросите учащегося изучить таблицы с гласными буквами и соответствующими звуками и объяснить, как они произносятся в четвёртом типе слога. Учащийся должен заметить, что звуки напоминают то, как эти буквы произносятся в первом типе слога, но после них обязательно стоит нейтральный [∂].
Есть ещё одно очень важное отличие, которое учащийся может и не заметить. Это - долгота гласных 'Ee' и 'Uu' в первом типе слога. Поэтому Вам также следует спросить его об этом.
После рассмотрения правила попросите учащегося прочитать, как произносятся все буквы в четвёртом типе слога.
2) Упражнение 2.
Попросите учащегося прочитать слова.
3) Упражнение 3.
Попросите учащегося прочитать все слова из упражнения 1 к этому уроку.
Правило и упражнения 2 и 3 находятся здесь.